Создание и регистрация юридического лица происходит в установленном законом порядке и подразумевает: ответственность по обязательствам перед обособленным имуществом, способность приобретения и осуществления прав, возможность выступать истцом и ответчиком в суде, наличие самостоятельного баланса и/или сметы.
Разумеется, один-единственный рецепт дать невозможно. Каждую конкретную ситуацию следует подвергнуть тщательному анализу, затрагивающему все аспекты и нюансы. При образовании юридического лица важно учесть характер личностных отношений между участниками, а также вклад каждого учредителя (материальный и нематериальный).
В нашей стране можно остановиться на различных формах и типах собственности. Существуют ситуации, диктующие создание нескольких юридических лиц. Перед учредителями открывается многообразие вариантов взаимоотношений и всевозможные их комбинации.
Так какую форму ведения бизнеса выбрать: ООО, ОАО, ИП?..
Этот вопрос, как и многие другие, надо решить именно сейчас: стоя на берегу и планируя предстоящее плавание. Потому что, подняв якорь и позволив ветру наполнить паруса, будет уже поздно – многие возможности останутся на суше, их нельзя будет использовать.
Поэтому устройтесь поудобнее в струях дневного бриза и, глядя на покачивающееся у пристани судно, задайте себе следующие вопросы:
Бизнес, принадлежащий Вам и/или Вашему компаньону, потребовал больших вложений: финансовых, моральных, физических. Поэтому ничего удивительного, что, даже передав управление стоматологической клиникой в другие руки, Вы пожелаете видеть пути и сроки возврата инвестиций.
«Реверс» вложенных средств должен происходить с налоговой чистотой и не наносить ущерб функционированию клиники. Имеются, конечно, и типовые варианты организации возврата инвестиций, например, через арендные платежи или амортизационные отчисления. Но они не ориентированы именно на Вашу клинику, не учитывают все нюансы. «Столь тонкая и ранимая натура», как Ваш бизнес, требует индивидуального подхода и ювелирных настроек.
Ориентировочная модель начала действий стоматологической клиники:
Учётная политика стоматологической клиники подразумевает исходное наблюдение, ценовое измерение, текущую систематизацию и финальное обобщение фактов хозяйственной деятельности.
Учётная политика делится на бухгалтерский учёт и управленческий учёт.
Какого цвета выбрать учётную политику? Выбрать-то можно любого, хоть из всего спектра радуги, но малейшее отклонение от принципа «бухгалтерский учёт должен быть белого цвета, а управленческий – реального» – это уже неправда, бесполезная и даже вредная.
Итак, при правильном ведении дел, учёты должны быть следующих цветов: бухгалтерский – белого, управленческий – реального. Остальные варианты не ведут ни к чему хорошему.
Бухгалтерский учёт – это специальная система сбора, фиксации и обобщения информации о работе клиники (выполнение обязательств, хозяйственные операции) и её имуществе. Бухгалтерский учёт регистрирует информацию исключительно в денежном выражении, он должен быть непрерывен и документален.
Управленческий учёт – это упорядоченная система учёта информации, представляющей большую ценность для принятия управленческих решений. Данный учёт ориентирован на управленческое звено (руководителей) и призван ответить на главный вопрос: «Каково состояние клиники, как лучше распределить наличествующие ресурсы, чтобы увеличить эффективность работы?». Таким образом, в управленческом учёте руководитель ищет оценку результативности того или иного параметра.
Управленческий учёт является Вашим главным помощником и инструментом в понимании того, что происходит в клинике сейчас, что делать дальше и на какие ресурсы рассчитывать. Весьма уместным здесь будет знаменитое изречение Уинстона Черчилля: «Кто владеет информацией, тот владеет миром».
Перечислим основные вопросы, на которые должен давать ответы управленческий учёт, и задачи, которые он должен решать:
вопросы:
задачи:
Это далеко не полный список задач управленческого учёта. Но даже из перечисленного выше хорошо видно, что важной составляющей успеха бизнеса является создание компетентной сплочённой команды. Проанализируйте: на чьи плечи ляжет оперативное решение данных вопросов в Вашей клинике? Не пренебрегайте опытом специалистов, хотя бы на начальном этапе развития. Как гласит английская пословица: «Хорошее начало полдела откачало».
Отличия бухгалтерского и управленческого учётов. Для управленческого учёта не принципиально денежное выражение данных (может быть использована и количественная оценка) и их документальное оформление, а вот бухгалтерский учёт использует лишь стандартные документы. В бухгалтерском учёте отражаются только свершившиеся факты, а в управленческий учёт ориентирован на настоящее и будущее (осуществляет прогнозирование). В управленческом учёте учитываются все хозяйственные операции клиники, тогда как бухгалтерский учёт проводит не полный охват.
Как выбрать оптимальный вариант ведения учётной политики? Бухгалтерский и управленческий учёты можно осуществлять совместно или раздельно. Метод совместного ведения имеет существенные минусы. Это недостаточность объёма бухгалтерского учёта для управления клиникой. Это невозможность защиты конфиденциальной информации, которую содержит управленческий учёт. Это поиск и обучение сотрудников, знакомых с практикой совмещения. Зачастую совместное ведение по факту всё равно превращается в раздельное. Именно этот метод – раздельное ведение бухгалтерского и управленческого учётов – мы и рекомендуем.
А теперь самое время обдумать, кто займётся учётной политикой Вашей клиники. Но главное – кто, как и когда будет анализировать, сопоставлять данные бухгалтерского и управленческого учётов и реагировать на любые изменения, как отрицательные, так и положительные. Какого бухгалтера нужно нанять: постоянного, который всегда под рукой, или удалённого, которого Вы не будете видеть? У этих специалистов разные задачи и финансовые аппетиты. Что нужно именно Вам?
Примерная модель начала действий:
Успешного пути и попутного ветра!
Огромное количество информации, которую требует учётная политика, невозможно принять, зарегистрировать и проанализировать без технического оснащения. К тому же не обладая полной картиной происходящего в каждом уголке клиники, трудно поддерживать дисциплину.
Что уж говорить про учёт пациентов и историй взаимоотношений с ними (регистраций, приёмов, историй болезни и т.д.)? Без надлежащих технических инструментов – компьютерной сети, программного обеспечения, систем охраны и оповещения – совершенно невозможно охватить такой поток данных.
Поэтому, как бы странно это не прозвучало, бухгалтерский и управленческий учёт правильно начать с технической части! Без организации грамотного контроля, учётная политика превратится лишь в неуправляемый поток информации или в её отсутствие.
К чему может привести неверная трактовка учётных данных или несистематический контроль над бизнес-процессами и финансовыми потоками? К несвоевременности и информационной слепоте! Вы не сможете вовремя заметить хворь бизнеса, остановку его развития. Не менее опасно пропустить и обратную картину. Даже при временном возмужании бизнеса и внешних предпосылках к увеличению выручки: если не установлен жёсткий контроль над расходами (не укладываются в рамки законов ведения бизнеса) и ценовой политикой (неоправданно высока), рентабельность клиники может долгое время отсутствовать или оказаться ниже ожидаемой, противоречащей сроку возврата инвестиций.
Ориентировочная модель действий по обеспечению эффективной технической поддержки учётной политики организации: